Полезная информация

Долой проценты и лишние строчки в кредитной истории

Долой проценты и лишние строчки в кредитной истории

О российском заемщике и о состоянии его кредитной истории больше всех, зачастую даже больше самого заемщика, беспокоятся и банки, и БКИ. Очередная инициатива Национального бюро кредитных историй, а также ряда банков, заключается в том, чтобы предоставить заемщику право в течение двух недель с момента получения кредита вернуть его банку без начисления каких бы то ни было процентов и дополнительных условий. Законопроект уже успел пройти первое чтение в Думе.

Как обстоят дела сейчас? Банк уведомляет заемщика о том, что кредит одобрен. Заемщик в течение пяти дней должен заявить о своем согласии или несогласии на кредит. Допустим, заемщик согласился. За 10 календарных дней он может досрочно вернуть всю сумму кредита без предварительного уведомления. Но он должен будет уплатить определенный процент за пользование кредитом в течение этих дней или другого срока, предусмотренного договором.

Казалось бы, нестрашно. Однако зачастую заемщик, нуждаясь в кредите, подает заявки сразу в несколько банков. Не будучи уверенным в получении каждого из них (или самого оптимального), он соглашается на первый одобренный кредит. Таким образом, когда очередь доходит до нужного кредита, у заемщика может образоваться и два, и три, и даже пять «лишних» кредитов. Отказываться от них – дело накладное и хлопотное. И вместо того, чтобы спокойно выполнять свои обязательства по одному кредитному продукту и закрыть его, заемщик берется сразу за несколько. Спустя некоторое время превышает допустимый уровень своей закредитованности, портит кредитную историю и становится абсолютно нелояльным к банкам.

Эльман Мехтиев, члена правления ДжиИ Мани Банка

- Создается ситуация, при которой заемщик может за пять дней получить кредиты сразу в нескольких банках, а у банков в связи с отсутствием информации об этом не будет возможности должным образом оценить уровень долговой нагрузки заявителя. Это создаст предпосылки для увеличения уровня просроченной задолженности клиентов. Больше половины заемщиков, у которых долговая нагрузка превышает 50% ежемесячного дохода, попадают в просрочку.

Ситуацию со множественными заявками в разные банки от одного заемщика подтверждают и в НБКИ.

Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ

- В один-единственный банк подают заявку 68% клиентов, вся остальная часть заемщиков подает заявки сразу в несколько банков. С одной стороны, это положительная тенденция: возрастает финансовая грамотность граждан, они учатся выбирать между кредитными предложениями различных банков. Но появление оферты существенно повысит риск мошенничества: банк, выдавая кредиты, не будет иметь представления о кредитной нагрузке заемщика, которая может сильно возрасти в течение этих пять дней.

Решить эту проблему, сообщает портал Сравни.ру, эксперты как раз и предлагают с помощью введения права клиента на «период обдумывания» – возможность вернуть заемные средства без уплаты процентов в течение 14 дней. Это поможет и банкам (не переоценить силы заемщика), и БКИ (вполне вероятно «лишние» кредиты будут заноситься в историю только как обращения), и самому заемщику, которого эти две недели могут удержать на краю долговой ямы.

Проверить кредитную историю

Поделитесь

Получайте актуальные советы как сэкономить ваши деньги

Мы поможем вам разобраться в вашей кредитной истории

Регистрируйся с уверенностью

Мы обеспечиваем безопасность вашей личной информации, как если бы это была наша собственная.