Полезная информация

Сегодняшние заемщики уделяют слишком мало внимания своей кредитной истории

Сегодняшние заемщики уделяют слишком мало внимания своей кредитной истории

К такому выводу приходят многие эксперты рынка кредитования. Причин несколько. Относительная молодость российского капитализма вообще и института кредитной истории в частности. Недоработки государства и банков в сфере массового просвещения и финансовая неграмотность населения как результат этих недоработок. Но поскольку кредитная история относится к сфере личных финансов граждан, снимать ответственность с самих заемщиков также было бы не совсем верно.

Прошло уже почти 10 лет с момента вступления в силу закона «О кредитных историях». За это время многое изменилось. Появились бюро кредитных историй. Механизмы взаимодействия банков и кредитных бюро. Накопилось очень много статистики и цифр. Казалось бы, можно и нужно подводить первые итоги. И они были бы довольно позитивными, если бы не одно «но». Российские заемщики, в подавляющем своем большинстве ничего не знают о своей кредитной истории, никогда не держали ее в руках и понятия не имеют, что с ней делать. Об этом свидетельствуют и данные исследований, которые регулярно проводят ведущие БКИ, и действия самих заемщиков. Если доверять аналитикам БКИ «Эквифакс», каждый шестой из них так безнадежно испортил свою кредитную репутацию, что, по крайней мере, в ближайшие полтора десятка лет ни один банк займа им не предоставит. И вот как комментируют ситуацию эксперты рынка кредитования.

Вилен Ли, директор департамента продаж и продуктов банка Росгосстрах:

- На сегодня в России, к сожалению, к кредитной истории относятся зачастую пренебрежительно, до конца не понимая всю важность финансовых взаимоотношений заемщика и банка. За границей, к примеру, кредитная история для заемщика - это все. Без нее не получить заем, не поступить в хороший ВУЗ, не устроиться на нормальную работу.

В России же пока малая часть финансово активного населения бережет кредитную историю, следит за ней, вовремя вносит все платежи, не допускает просрочек. Они понимают, что именно на основе кредитной истории банк принимает решение, ответственный ли перед ним заемщик и можно ли ему доверять.

Отношение к кредитной истории, на наш взгляд, будет меняться вместе с повышением уровня финансовой грамотности населения и развитием инфраструктуры взаимоотношений клиентов и банков.

Иные эксперты не согласны с коллегами. Они считают, что осведомлены о наличии такого института, как кредитная история, большинство российских заемщиков. Однако это слабо влияет на их финансовую сознательность.

Эльман Мехтиев, член правления ДжиИ Мани Банк:

- Уже почти все потребители знают, что есть такая вещь, которая называется «кредитной историей». Только понимание того, что «история» - еще не значит «было и прошло» (по сценарию «да, у меня были просрочки по месяцу или два, но я же в конце всё выплатил»), а определяет твои возможности сегодня и в будущем, приходит только после многочисленных отказов в предоставлении кредитов на желаемых условиях…

В любом случае ответственность за состояние кредитной истории и последствия, которые оно за собой влечет, несет сам заемщик. Если российский заемщик вынужден следовать поговорке «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», он должен себя «спасти». Узнать все о своей кредитной истории, научиться ей пользоваться. Обеспечить себе безоблачное кредитное будущее.

Проверить кредитную историю

Поделитесь

Получайте актуальные советы как сэкономить ваши деньги

Мы поможем вам разобраться в вашей кредитной истории

Регистрируйся с уверенностью

Мы обеспечиваем безопасность вашей личной информации, как если бы это была наша собственная.